Инвестиционный сценарий

5.1. Алгоритм экономического объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии

Экономическое объединение трех регионов происходит по следующему алгоритму. На первом шаге (2005 г.) начинает действовать консолидированный бюджет Красноярского края, Таймыра и Эвенкии и проводится референдум в трех субъектах (17 апреля 2005 г.). Второй сценарий шаг связан с переходным периодом (2005-2008 гг.), в течение которого отлаживается организация финансового взаимодействия трех субъектов федерации в рамках общего бюджета, и в параллельном режиме запускаются приоритетные проекты инвестиционный сценарий инвестиционной программы развития объединенного Красноярского края, которые должны обеспечить генерацию дополнительных доходов в бюджет объединенного субъекта.

Для поддержания в переходный период финансовой и социальной стабильности сохраняются поступления из федерального бюджета для поддержки депрессивных округов (см. разделы 2.2. и 2.3). Начиная примерно с 2008 г. доходные части федерального бюджета и бюджета объединенного региона начнут наполняться налоговыми поступлениями от новых инвестиционных проектов. С этого периода необходимость в федеральных дотациях на содержание Таймыра и Эвенкии отпадет, и федеральный бюджет будет получать из региона налоговые доходы на свой капитал, вложенный в проекты во время переходного периода. Формально переходный период завершится в 2008 г., стартующие новые индустриальные проекты начнут работать на полную мощность в 2010-2012 гг.

Мероприятия по создания объединенного региона и развитию его экономики

5.2. Обоснование инвестиционной поддержки объединения Федеральным центром

Инвестиционная поддержка федерального бюджета имеет два аспекта. Во-первых, и прежде всего, принятие государством решений, не требующих финансовой поддержки. Например, освоение нефтегазовых месторождений Эвенкии требует принятия решений о направлении строительства трубопроводов. Ждет своей участи и решение правительства России о схеме финансирования Богучанской ГЭС.

Во,вторых, финансовая поддержка освоения совершенно нетронутых цивилизацией территорий. Общим для всех проектов инвестиционной программы развития объединенного Красноярского края является необходимость государственных вложений в инфраструктурные объекты федеральной собственности, краевой собственности (например, на условиях долевого финансирования с краем и частными инвестициями), а также возможного налогового стимулирования продвижения инвестиционных проектов на начальной стадии их реализации. Без них привлекательность проектов для инвесторов снижается в силу их долгой окупаемости. Конкретных вариантов инфраструктурных объектов может быть много. Это строительство автомобильных и железных дорог, подвод электроэнергии, прочих коммуникаций (газ), строительство минимально необходимого жилья для производственного персонала будущих промышленных объектов. Финансирование может осуществляться в рамках федеральных программ и/или включением проектов в план приоритетных для РФ.

Помимо сумм на покрытие дефицита бюджета, связанного с необходимостью финансировать присоединяемые округа, возникающего у объединенного субъекта в течение переходного периода, администрация Красноярского края предлагает федеральному бюджету профинансировать следующие инвестиционные проекты на территории края на сумму 6,9 млрд. рублей в течение 2005-2007 гг.:

Таблица 5.1
Объем государственных инвестиций за счет средств
федерального бюджета за 2005-2007 гг.

Наименование

Инвестиции, млн. руб.

Реконструкция ВПП аэропорта "Емельяново"

398,29

Строительство обхода г. Красноярска автомобильной дорогой М-53 "Байкал" с мостом через р. Енисей

2985,33

Реконструкция дороги Канск-Абан-Богучаны-Кодинск

264,7

Переселение жителей северных районов Красноярского края, Таймыра и Эвенкии, в том числе из ветхого и аварийного жилья

2000

Итого:

5648.32

Источник: Главное управление развития экономики и прогнозирования администрации Красноярского края.

Ряд объектов является федеральной собственностью, и, соответственно, они по Бюджетному кодексу должны финансироваться из федерального бюджета. Поэтому в данном случае речь идет не только о выделении дополнительных средств, но и об ускорении финансирования объектов федеральной собственности.

Э. Ш. Акбулатов, заместитель губернатора края - начальник Главного управления развития экономики и планирования администрации края: "На реализацию инвестиционных проектов из федерального бюджета мы просим около 8 млрд. рублей на три года. Мы хотим получить их безвозмездно, потому что считаем, что развитие объединенного субъекта - наша общая задача с федеральной властью. Для федеральной власти это не что иное, как инвестиции в будущую экономию, - после переходного периода объединенный регион станет полностью самодостаточным. Тем более что значительная часть проектов (взлетно-посадочная полоса аэропорта "Емельяново", дорога в обход Красноярска) - федеральная собственность".

Отсутствие или недостаточное финансирование данных инфраструктурных проектов приведет к замедлению и/или прекращению их реализации, что может нанести серьезный ущерб всей инвестиционной программе развития объединенного региона.

Изношенность взлетно-посадочной полосы (федеральный объект) аэропорта "Емельяново" не позволяет садиться тяжелым самолетам и снижает безопасность полетов. Следовательно, реконструкции этого объекта - непременное условие формирования в Красноярске мультимодального транспортного узла. За право стать центральным сибирским хабом также борются Иркутск и Новосибирск.

Автомобильная дорога М,53 "Байкал" (федеральный объект) входит в стратеги, чески важный для государства транспортный коридор Сибирь-Дальний Восток, что предполагает значительный грузопоток. Таким образом, ее можно рассматривать как важную часть мультимодального транспортного узла, обеспечивающего оперативный транзит грузов с авиационного (аэропорт "Емельяново"), железнодорожного и водного транспорта на автомобильный и наоборот.

Переселение жителей северных районов Таймыра и Эвенкии из ветхого аварийного жилья - не только проект по улучшению жизни людей, но и проект по существенной экономии бюджетных ресурсов. В результате реализации переселения возможно сокращение средств федерального и регионального бюджетов на содержание людей, проживающих на северных территориях. Такие объекты после запуска с лихвой компенсируют государству все ранее понесенные им затраты через прямую бюджетную экономию.

В. В. Семенов, депутат Законодательного собрания Красноярского края, председатель постоянной комиссии по финансам, бюджету и налоговой политике: "Присутствующие в Красноярске на Инвестиционном форуме регионального развития представители федерации прямо обозначили: мы деньги дадим в основном на депрессивные территории, которым надо помогать. Это абсолютно неправильно. Если мы хотим, чтобы выполнялась задача, поставленная Президентом по валовому продукту, чтобы работала промышленность и в федеральный бюджет поступали доходы, федерация должна давать деньги и на инвестиционные проекты развития. Я говорю о реальных проектах, предлагаемых Красноярским краем и которые через определенный период времени могут дать эффективную отдачу. Здесь нельзя разделять промышленные и инфраструктурные проекты. Сегодня государство - тоже собственник. Собственник не вкладывает деньги в безнадежные вещи. Он вкладывается там, где видит, что через несколько лет он получит результат. А федеральное правительство тратить деньги федерального бюджета на эти проекты в полном объеме не готово".

Однако государство постепенно меняет свою позицию. В настоящее время Министерство экономического развития и торговли включило в план приоритетных программ следующие инвестиционные проекты на территории объединяющихся субъектов из приведенного выше перечня, даже добавив освоение Ванкорского месторождения:

  • освоение Ванкорского месторождения с нефтепроводом до Диксона
  • достройка Богучанской ГЭС
  • развитие хаба на базе красноярского аэропорта Емельяново
  • реконструкция федеральной дороги Канск-Богучаны
  • обход Красноярска трассой Чита-Хабаровск с мостом через Енисей
  • переселение жителей северных районов из ветхого аварийного жилья.

Необходимо отметить, что здесь государство выступает как инвестор, поскольку вложения федеральных денег с лихвой окупятся государству налоговыми поступлениями и прямой бюджетной экономией. Главное здесь - обеспечить четкий и прозрачный контроль за расходованием бюджетных средств во избежании соблазнов злоупотребления. В рамках такой поддержки государство может начать процесс выстраивания реального частно-государственного партнерства власти и бизнеса. Объединенный по инвестиционному сценарию Красноярский край может служить образцовой инвестиционной площадкой для отработки этого нового для России механизма, который сейчас стал широко использоваться в развитых странах. Это первый в России опыт освоения крупных, стратегически важных объектов для всех участников такого партнерства: федеральной власти, власти объединенного региона и крупных промышленных корпораций.

5.3. Поддержка проектов из средств бюджета объединенного региона

Администрация Красноярского края не только ведет работу по привлечению средств федерального бюджета на инвестиционную программу объединенного региона, но и использует инвестиционные ресурсы бюджета края.

Э. Ш. Акбулатов, заместитель губернатора края - начальник Главного управления развития экономики и планирования администрации края: "Край тоже вкладывает деньги в проекты развития объединенного региона. Предполагается долевое финансирование: мы, федерация и, прежде всего, частные инвесторы".

Поддержка бизнеса со стороны администрации Красноярского края предполагает применение многих схем инвестирования госресурсов: субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, прямое долевое финансирование, снижение налогов в краевой бюджет, разработка снижающих риски инвестирования законодательных актов, создание свободной экономической зоны. Инвестиции осуществляются из Бюджета развития. Основные объекты инвестирования - инфраструктура (дороги, коммуникации) и социальные объекты, в том числе и в объекты, финансируемые из средств федерального бюджета.

А. В. Новак, заместитель губернатора края, начальник Главного финансового управления администрации края: "Сейчас есть конкретные проекты. Например, финансирование дорог на селе. Прокладывание линий электропередач для нефтяных и металлургических предприятий, оснащение поселков тепловодоснабжением и т. д. Можно участвовать в инфраструктурном проекте золотодобывающего предприятия "Васильевский рудник". Там появился инвестор, который готов в течение года-полутора ввести рудник в эксплуатацию. Нужно дотянуть линию электропередач. Надо, чтобы бизнес снял с себя инфраструктурную нагрузку".

Субсидирование процентной ставки по банковским кредитам было впервые применено в 2004 г. Субсидия составляет половину ставки рефинансирования.

Э. Ш. Акбулатов, заместитель губернатора края, начальник Главного управления развития экономики и планирования администрации края: "В 2004 г. субсидирование части процентной ставки из бюджета края составило 100 млн. рублей, что позволило бизнесу дополнительно привлечь почти 2 млрд. кредитных ресурсов. Для аэропорта 'Емельяново' кредит взяла компания 'КрасЭйр'. Мы готовы субсидировать проект компании 'Континенталь- менеджмент' по Енисейскому ЦБК. В этом случае администрация напрямую не вкладывается. Мы делим риски со всеми кредиторами".

Прямое долевое финансирование

В Бюджете развития на 2004 г. на крупные инвестиционные проекты выделен 1 млрд. рублей.

Э. Ш. Акбулатов, заместитель губернатора края, начальник Главного управления развития экономики и планирования администрации края: "Мы потратили 220 млн. рублей на прямые вложения в инфраструктурные проекты Красноярска. Это строительство горнолыжного курорта (200 млн. рублей) и реконструкция железнодорожного вокзала. Курорт даст дополнительную загрузку транспортного узла. В мире нет курорта, расположенного так близко к городу. Поэтому не надо строить гостиничную инфраструктуру, обслуживание, все это есть в Красноярске. Предполагаем, что к концу этого года железнодорожный вокзал будет введен в эксплуатацию. Новый вокзал будет в два раза больше, чем прежний. Сейчас обсуждаются прямые инвестиции в строительство хаба на базе аэропорта в рамках проекта создания мультимодального транспортного узла. Необходимо будет построить грузовой терминал".

А. В. Новак, заместитель губернатора края, начальник Главного финансового управления администрации края: "Суммарные заявки бизнеса на потребность в мощности в Нижнем Приангарье, где нет линий электропередачи, составили 85 млн. мегаватт. Можно вложить деньги в строительство линии электропередач в этот район на условиях долевого финансирования вместе со всеми подавшими заявки структурами. Вокруг лес, металлургия, золото - линия электропередачи даст возможность всему этому развиваться".

Снижение налогов в краевой бюджет применяется для лесного комплекса.

А. В. Новак, заместитель губернатора края, начальник Главного финансового управления администрации края: "Чтобы лесной комплекс развивался, мы поддерживаем его снижением налогов в краевой бюджет. За последние годы эта отрасль уменьшила объемы переработки и добычи леса. Например, Курагинский район - там хочет увеличить свои мощности 'Континенталь-менеджмент'".

Разработка снижающих риски инвестирования законодательных актов

Речь идет о законе об инвестиционной деятельности, который обеспечивает защиту прав инвесторов. В том числе он предусматривает сохранение инвестиционного режима на оговоренный срок вне зависимости от неблагоприятных изменений в региональных законах.

Э. Ш. Акбулатов, заместитель губернатора края, начальник Главного управления развития экономики и планирования администрации края: "У нас рассматривается закон о государственной поддержке инвестиционной деятельности. В части региональных решений предусмотрена норма, по которой инвестору сохранены все условия, действовавшие на период заключения им договора об инвестировании".

Создание свободной экономической зоны

В стадии разработки находится проект создания Ангаро-Енисейской особой экономической зоны высоких технологий природопользования.

Ю. Н. Захаринский, депутат Законодательного собрания Красноярского края, председатель постоянной комиссии по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности: "Основная идея, заключается в том, что мы пытаемся распространить действие режима особой зоны на конкретные объекты освоения: месторождения, лесные массивы или их группы. Предполагается в течение пяти лет льготный налоговый и таможенные режимы по уплате налогов в краевой и районный бюджет. Льготы распространяются только на приросты продукции. Суть в том, чтобы предоставить льготный режим для запуска высокотехнологичного производства".

5.4. Привлечение частных инвестиций - роль Корпорации развития

Меры государственной поддержки инвестиционных проектов на федеральном и региональном уровнях должны привлечь в регион частный капитал, который самостоятельно будет реализовывать запуск новых производств и/или модернизацию действующих. Однако есть приоритетные для развития объединенного региона проекты - точки роста экономики объединенного региона. Их реализация может дать мультипликативный эффект запуска новых проектов и привлечения для них инвестиционных ресурсов. Такие проекты часто носят инфраструктурный характер и частному капиталу в одиночку не всегда интересно вкладываться в них из-за высоких рисков и низких сроков окупаемости. В то же время частные инвесторы готовы участвовать в них долевым финансированием совместно с региональной и федеральной властью. В свою очередь администрация края заинтересована в управлении инвестиционным процессом, контролируя инвестиции в стратегически важные для региона объекты. Для решения трех основных задач: инвестирование в точки роста, создания мультипликативного притока новых инвестиций в регион и управления инвестициями в приоритетные региональные объекты при администрации Красноярского края создана Корпорация развития. Это первый для России опыт создания классического фонда (агентства) регионального развития с учетом позитивного международного опыта преобразования территорий. Такой инструмент апробирован во многих странах мира для реализации приоритетных региональных проектов и стимулирования многократного роста инвестиций.

Крупные частные корпорации, заинтересованные в развитии бизнеса на территории объединенного региона могут вложиться в уставный капитал корпорации. Этот капитал Корпорация вкладывает в проекты наряду с привлеченным внешним финансированием. Таким образом, частные корпорации вместе с инвестиционными ресурсами региональной администрации участвуют в проектах, необходимых для развития проектов самих корпораций. Примерами объектов инвестирования корпорацией являются Богучанская ГЭС, энергетическая и транспортная инфраструктура Нижнего Приангарья, жилищно-коммунальный сектор, создание международного транзитного центра (мультимодального узла) для пассажиров и грузов.


Источник: https://raexpert.ru/researches/regions/krasnoyarsk/part5


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Макроэкономические аспекты обеспечения сбалансированности Маленький стишок поздравление для мамы с днем рождения

Инвестиционный сценарий Стратегическая модель и инвестиционные сценарии развития
Инвестиционный сценарий Инвестиционный сценарий развития энергетики, принятый
Инвестиционный сценарий «Сценарий инвестиционного проекта» беседа четвертая
Инвестиционный сценарий Приложение 6. Инерционный и инвестиционный сценарии
Инвестиционный сценарий Инвестиционный сценарий - Эксперт РА
Инвестиционный сценарий 2.2. Инвестиционный сценарий - StudFiles
Инвестиционный сценарий 5 способов собрать кубик Рубика Памятки и
Акунин Борис. Весь мир театр Всероссийский детский центр "Орленок" » Программы » Конкурсы ГлавнаяОбразовательный центр INCEPTUM Итоги конкурса творческих работ школьников «Природа и мы» Картинки: Скучаю - Мир Позитива Космический юмор: безвоздушное пространство или новые МКУК МЦБ Амурского района - Межпоселенческая центральная библиотека